Как новые ставки утильсбора могут повлиять на рынок автомобилей в Казахстане

0
28

Ранее в Казахстане было озвучено решение о снижении ставок утилизационного сбора. Однако, вопреки ожиданиям казахстанцев, это может не повлиять на высокую стоимость машин. Подробнее об этом читайте в материале NUR.KZ. Напомним, что вопрос об отмене или пересмотре ставок утилизационного сбора был одним из важнейших пунктов среди требований, озвучиваемых во время массовых волнений в январе 2022 года. Позже в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития сообщили, что ставки будут снижены на 50%. О том, как это может отразиться на стоимости автомобилей для казахстанцев, рассказал Алексей Алексеев, главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане. Дефицит и высокие цены останутся На формирование цен для казахстанских покупателей автомобилей влияют различные факторы. И, помимо утилизационного сбора, большую роль играет отношение спроса и предложения. «В 2022 году продолжится мировой дефицит полупроводников, а, следовательно, сохранится высокий спрос на новые автомобили и их нехватка в дилерских центрах. РЕКЛАМА В условиях дефицита снижать цены не имеет смысла. Дефицит новых автомобилей будет держать в напряжении и рынок подержанных автомобилей, так как в условиях нехватки новых машин покупатель идет на вторичный рынок», – сообщает Алексей Алексеев. Другими словами, новых машин будет недостаточно для удовлетворения спроса населения. И поэтому даже уменьшение ставок утильсбора на ввозимые в страну автомобили не приведет к снижению цен на вторичном рынке. Иллюстративное фото: alfexe / Getty Images При этом специалист отмечает, что продажи новых машин в Казахстане за прошлый год выросли до 117 тыс. единиц. Но это значительно меньше рекордных значений 2011 года, когда продажи достигали 165 тыс. автомобилей. Поэтому в текущих условиях не удастся покрыть внутренний спрос, а ажиотаж в сфере легковых авто и высокие цены могут сохраниться. Для чего нужен утильсбор Напомним, что, согласно сообщению МИИР, утилизационный сбор в настоящее время является инструментом защиты внутреннего рынка. Однако это распространенная международная практика. Некоторые страны применяют различные методы защиты собственного рынка — от полного запрета импорта до ограничительных мер в виде увеличенной таможенной пошлины или экосбора. Иллюстративное фото: Royalty-free / Getty Images «Существует миф, что утильсбор введен для прямой поддержки автопрома. Якобы из аккумулируемых средств выплачиваются некие субсидии отечественным заводам. Это неправда. Деньги, которые получают производители, в действительности являются их же собственными средствами, ранее выплаченными в качестве утилизационной пошлины. Это требование ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но затем уплаченные деньги он получает обратно. Это сделано для того, чтобы цена автомобиля, произведенного в стране, не увеличилась для потребителя», – сообщал ранее вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев. По его словам, новые автомобили, комбайны и тракторы, произведенные в Казахстане, продаются без утильсбора в цене. То есть, на стоимость новых автомобилей пониженный утильсбор не повлияет. Однако иного мнения придерживается главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане: «Я опросил автомобильных дилеров, и как минимум 80% из них готовы снизить цены на новые автомобили на величину снижения ставки утильсбора в качестве реакции. Кто-то сразу, кто-то — начиная с мая, на новое поступление автомобилей. Это похвально, но сомневаюсь, что снижение цен сохранится надолго», — говорит Алексей Алексеев. Другими словами, обновленные ставки утилизационного сбора могут привести к некоторому временному снижению цен на новые машины. Однако это может оказаться краткосрочным явлением. А из-за сохраняющегося дефицита предложений вторичный рынок может остаться довольно дорогим для потребителя.

Автор: Марк Захаров

Оставьте комментарий