Эффективные методы работы по профилактике ВИЧ-инфекции

0
26

Эпидемия ВИЧ/СПИДа продолжает распространяться по миру тревожными темпами. По оценке ЮНЭЙДС, в настоящее время число людей, инфицированных ВИЧ на Земле, насчитывает от 33,4 до 46 млн. чел., при этом число новых случаев инфицирования ежегодно превышает 4 млн. чел.
ВИЧ/СПИД – это заболевание, которое было изучено тщательнее всего за всю историю существования заболевания. В современных условиях можно сказать, что с помощью усиления профилактики ВИЧ существует шанс для «купирования» эпидемии, чтобы обеспечить сохранение человеческих жизней и нормальное функционирование экономики.
Условно существует несколько уровней профилактики ВИЧ-инфекции:
— Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью сохранения его здоровья.
— Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью человека и его ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.
— Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам.
В своей практике специалиста, который проводит профилактическую работу по данной инфекции среди молодежи и других групп населения города Нур-Султан, я выделила основные методы эффективной работы:
1.Лекция. Сжатое, целостное, логичное изложение в устной форме информации о проблеме. В «чистом» виде, без сочетания с более интерактивными методами, процент усвоения информации целевой аудиторией не превышает 5%. Достоинства: оперативность, экономичность.
2.Беседа. Изложение информации в форме диалога на основе вопрос-ответного метода. Процент усвоения информации при проведении беседы 10%. Плюсы: оперативность, экономичность
3.Самостоятельное изучение – чтение. В среднем усваивается 10% информации. Важнейшее значение при этом имеет мотивация на чтение информационного материала.
4.Использование наглядных пособий. Наглядное пособие – полный или частичный аналог предмета изучения. Типы наглядных пособий: натуральные (вещественные), условные графические изображения (чертежи, карты, схемы), знаковые модели (графики, диаграммы, формулы). Информация усваивается всеми каналами восприятия с 30% эффектом.
5.Обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы). Обмен мнениями, впечатлениями, ощущениями. Позволяет участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения 50 при условии наличия ведущего, умеющего вести дискуссии. Недостаток: ограниченный охват.
6.Выступление в роли обучающего. Самая эффективная форма — 90% усвоения. Недостатки: невозможность широкого охвата, затратность.
7.Профилактический семинар — групповое занятие, которое построено в форме обсуждения проблемы, информационных сообщений, групповых заданий, игр, позволяющие в активной форме передать информацию о проблеме, создать условия для того, чтобы участники задумались о проблеме и сформировали свое отношение к ней.
8.Тренинг развития навыков — групповое занятие, проводимое с использованием социально-психологических методов работы с группой, предполагающее более глубокое изучение проблемы, формирование и отработку навыков, необходимых для ее предупреждения. Семинар-тренинг – совокупность профилактического семинара и тренинга развития навыков, а также других методов работы, организованная таким образом, что обучающий процесс переживается как часть реальной жизни. Позволяет добиться высокой эффективности.
9.Акция — массовое мероприятие, проводимое с целью привлечения внимания людей к проблеме и донесения в доступной форме необходимого минимума информации. Распространение информационных материалов и средств предохранения — форма, предполагающая раздачу среди представителей целевой группы информационных материалов по проблеме (брошюр, буклетов и т.д.), по актуальным для нее вопросам, а также средств предохранения; может сопровождать выше перечисленные формы или выступать независимо.
В работе по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо использовать данные мероприятия комплексно и выбирать необходимую категорию в зависимости от качества и количества аудитории. Так, если группа состоит из 20-25 человек, то лучше всего провести обучающий тренинг, а если же собрана большая аудитория, более 30-40 человек, то тренинг будет нецелесообразен и будет правильнее выбрать лекцию, как метод профилактической работы.
К сожалению, в работе с профилактикой ВИЧ-инфекции нет простых и несложных решений. Необходимо доводить до сведения лиц, принимающих решения, информацию о реальной эффективности тех или иных профилактических вмешательств.

ГККП «Центр по профилактике и борьбе со СПИД»
акимата г.Нур-Султан
Педагог Турымова А

Оставьте комментарий